Сетевое издание «Пожарная и аварийная безопасность»
2017, № 1 (4)
Статья опубликована 31.03.2017
УДК 351.862.6
Коровин Дмитрий Игоревич
ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», Россия, Иваново
Профессор
Доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук
Доцент
E-mail: dmitriyikorovin@list.ru
Долинин Николай Родионович
ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», Россия, Иваново
Магистр
E-mail: murderer999@bk.ru
Вопросы финансирования в условиях ЧС
Аннотация. Авторы разрабатывают организацию страхования мероприятий на проведение ликвидации последствий ЧС с целью уменьшения издержек государственного бюджета. Как известно, ЧС принято делить на три категории: природные, техногенные и биолого-социальные. Природные ЧС характеризуются крайне слабой способностью предсказания, а их последствия ещё более непредсказуемы. Частота техногенных и биолого-социальных имеет тенденцию к увеличению в периодах слабо-регулируемого контроля над использованием природных ресурсов, отсутствием надзора за безопасностью промышленного производства и безрассудного развития научно технического прогресса. В корне всех этих действий или бездействий лежит ненадлежащее финансирование мероприятий по контролю и предупреждению ЧС. Возникает конфликт интересов – с одной стороны субъекты хозяйствования реализуют наиболее эффективный с финансовой точки зрения сценарий, в котором издержки на непрофильные мероприятия (в том числе и защита от последствий возможных ЧС и безопасность техногенных объектов в техническом, технологическом и социальном аспектах) «оптимизированы». С другой стороны мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, всегда являются затратными, и чем технологичнее метод преобразования ресурсов – производство, тем более высоки издержки на безопасность. Случайный характер происхождения техногенных катастроф и обыкновенная человеческая жадность становятся теми мотивационными принципами, которые подавляют здравый смысл и ответственность за принятие управленческих решений любого уровня.
Мы считаем, что единственно правильным путем преодоления конфликта интересов в такой ситуации является построение системы «взаимных интересов» заинтересованных субъектов. В качестве этих субъектов необходимо рассматривать: муниципальные структуры — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых произошло ЧС федеральные органы исполнительной власти и структуры РСЧС, ликвидирующие последствия ЧС, государство, как «собственник» резервного фонда, финансовые институты, привлекаемые для «компенсации» мотивации исполнения требований безопасности. Авторы приводят соответствующую модель страхования, реализующую поставленные цели.
Ключевые слова: страхование; резервные фонды; государственный бюджет; кредит; безопасность; компенсация; ассигнования.
Список литературы
- Егоров В. Н., Коровин Д. И. Основы экономической теории надежности производственных систем. М.: Наука, 2006. 524 с.
- Иванов В. К. Радиологические последствия аварии на АЭС «Фукусима» – окончательное заключение экспертов МАГАТЭ. Материалы Заседания Общественного совета Госкорпорации «Росатом». М., 2014. 264 с.
- Баранин В. Н. Экономика чрезвычайных ситуаций и управление рисками. М., 2011. С. 384–435.
- Акимов В. А. Надежность технических систем и техногенный риск / В. А. Акимов [и др.]. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002. 368 с.
- Акимов В. А. Новиков В. Д., Радаев Н. Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: Деловой экспресс, 2001. – 344 с.
- Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. 2015. № 5. С. 3–
- Викторов А. Д., Седых Н. П., Титов А. П. Экономическая безопасность государственного образовательного учреждения как объект мониторинга //Инновации. 2010. № 9. С. 85–
- Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 271 c.
- Шишкин В. О., Скачкова С. А. Обеспечение безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в системе жизненно важных приоритетов России: Агропромышленный комплекс России: проблемы развития в условиях модернизации экономики // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГАУ, 2011. С. 141–
- Корсун Т. В. Организационно-экономический механизм государственного регулирования отрасли гражданской защиты //Научные труды НИФИ. 2008. № 3 (44). С. 119–125.
Korovin Dmitriy Igorevich
Federal State budgetary educational Institution of higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
E-mail: dmitriyikorovin@list.ru
Dolinin Nikolaya Rodionovich
Federal State budgetary educational Institution of higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
E-mail: murderer999@bk.ru
Funding issues in emergencies
Abstract. The authors develop the activities of insurance organization to carry out disaster management in order to reduce state budget costs. As you know, emergencies can be divided into three categories: natural, technological and bio-social. Natural disaster prediction characterized by extremely weak capacity, and their effects even more unpredictable. The frequency of man-made and biological and social tends to increase in periods of poorly-regulated control over the use of natural resources, lack of supervision of the security industry and the reckless development of scientific and technical progress. At the root of all of these actions or omissions is inadequate funding for control and prevention of emergency situations. There is a conflict of interests — on the one hand economic entities implement the most effective from a financial point of view, a scenario in which the costs of non-core activities (including protection from the consequences of possible emergencies and safety of man-made objects in the technical, technological and social aspects) «optimized». On the other hand, measures aimed at the prevention of emergency situations are always expensive, and than, smarter method of manufacture of conversion of resources, the higher the cost of security. The random nature of the origin of man-made disasters, and ordinary human greed are those motivational principles that suppress the common sense and responsibility for management decisions at any level.
We believe that the only correct way to overcome conflicts of interest in such a situation is to build a system of «mutual interests» of stakeholders. As these actors need to be considered: the municipal structure — the executive authorities of the Russian Federation on the territory of which was emergency federal executive bodies and SPARES structure liquidating consequences of emergency situations, the state, as «owner» of the reserve fund, the financial institutions involved for «compensation «incentive performance security requirements. The authors provide an appropriate model of insurance, realizing goals.
Keywords: insurance; reserve funds; the state budget; credit; security; compensation; appropriations.
REFERENCES
- Egorov V. N., Korovin D. I. Osnovy jekonomicheskoj teorii nadezhno-sti proizvodstvennyh sistem. M.: Nauka, 2006. 524 s.
- Ivanov V. K. Radiologicheskie posledstvija avarii na AJeS «Fukusi-ma» – okonchatel’noe zakljuchenie jekspertov MAGATJe. Materialy Zasedanija Obshhestvennogo soveta Goskorporacii «Rosatom». M., 2014. 264 s.
- Baranin V. N. Jekonomika chrezvychajnyh situacij i upravlenie riskami. M., 2011. S. 384–435.
- Akimov V. A. Nadezhnost’ tehnicheskih sistem i tehnogennyj risk / V. A. Akimov [i dr.]. M.: ZAO FID «Delovoj jekspress», 2002. 368 s.
- Akimov V. A. Novikov V. D., Radaev N. N. Prirodnye i tehnogennye chrezvychajnye situacii: opasnosti, ugrozy, riski. M.: Delovoj jekspress, 2001. – 344s.
- Glaz’ev S. O neotlozhnyh merah po ukrepleniju jekonomicheskoj bezo-pasnosti Rossii i vyvodu rossijskoj jekonomiki na traektoriju operezhajushhego razvitija (akademicheskaja versija doklada) // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2015. № 5. S. 3–6.
- Viktorov A. D., Sedyh N. P., Titov A. P. Jekonomicheskaja bezopasnost’ gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdenija kak ob#ekt monitoringa //Innovacii. 2010. № 9. S. 85–87.
- Buhval’d E., Glovackaja N., Lazurenko S. Jekonomicheskaja bezopasnost’ predprijatija: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. M.: JuNITI-DANA, 2013. 271 c.
- Shishkin V. O., Skachkova S. A. Obespechenie bezopasnosti naselenija i territorij pri chrezvychajnyh situacijah v sisteme zhiznenno vazhnyh prioritetov Rossii: Agropromyshlennyj kompleks Rossii: problemy razvitija v uslovijah modernizacii jekonomiki // Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: KubGAU, 2011. S. 141–146.
- Korsun T. V. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm gosudarstvennogo regulirovanija otrasli grazhdanskoj zashhity //Nauchnye trudy NIFI. 2008. № 3 (44). S. 119–125.
Рецензент: заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор О. В. Макашина (ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина»)